Уникальная находка на немецком аукционе
На одном из аукционов в Германии была обнаружена редкая карта Ингерманландии, изданная в 1827 году. Этот ценный исторический артефакт, созданный при жизни вдовствующей императрицы Марии Федоровны, привлёк внимание коллекционера Дмитрия Попова. Он оперативно выкупил карту и безвозмездно передал её в дар Павловскому музею-заповеднику, что стало значимым событием для культурного наследия России.
История утраты и возвращения
Карта была похищена из Дворцовой библиотеки России в период фашистской оккупации, и её исчезновение долгое время оставалось загадкой. Теперь, спустя десятилетия, она стала первой из украденных карт, которая вернулась в родные стены после окончания Второй мировой войны. Это возвращение символизирует восстановление исторической справедливости и подчёркивает важность сохранения культурных ценностей.
Особенности и значимость карты
Составленная молодым топографом Бергенгеймом на основе документов XVII века, карта представляет собой не только географический, но и исторический интерес. На ней сохранился экслибрис библиотеки, который наклеивался в конце XIX века на различные издания из большой дворцовой коллекции, включая карты. Как отметила старший научный сотрудник Государственного музея-заповедника «Павловск» Ольга Ламеко, «футляр оформлен в виде книжного переплета — это характерный способ оформления для географических карт того периода». Такие детали делают экспонат особенно ценным для исследователей и любителей истории.
Роль меценатства в сохранении наследия
Дмитрий Попов, выступая в роли коллекционера и мецената, продемонстрировал, как частная инициатива может способствовать возвращению утраченных культурных объектов. Его действия не только обогатили музейную коллекцию, но и послужили примером для других, подчёркивая необходимость поддержки подобных проектов. Возвращение карты в Павловский дворец открывает новые возможности для изучения истории Ингерманландии и эпохи императрицы Марии Федоровны.
Это событие напоминает о важности международного сотрудничества в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей и подчёркивает, что даже спустя многие годы утраченные артефакты могут обрести вторую жизнь в музейных экспозициях.